Форум » Трибуна » Обеление белого адмирала » Ответить

Обеление белого адмирала

Red-Rus: "Пипл схавает" - расхожее выражение о всеядности российского теле- и кинозрителя недавно вновь материализовалось. Волею судеб на днях я оказался на просмотре разрекламированного байопика "Адмиралъ", повествующего о невесёлой судьбе "борца во имя России" царского адмирала А. Колчака. Ничего хорошего от содержания и исторического контекста сего "шедевра" ожидать не приходилось. Впрочем, если не касаться особенностей постановки, развития сюжетной линии и прочей художественной специфики, а рассматривать данную картину исключительно с точки зрения исторических событий, внимательный зритель может почерпнуть для себя немало интересного. Действие фильма разворачивается с 1916 по 1920 годы - время, когда маховик истории крутился с бешеной скоростью и которое современные историки с удовольствием бы вычеркнули, если бы не имели удовольствия всячески его чернить. А потому в ход пошли типичные приёмы современного преподнесения событий: жестокости революционных солдат и матросов, своим видом и поведением больше напоминающих квинтэссенцию россиянской гопоты; казни офицеров самыми разнообразными способами; зловещие фигуры членов Иркутского ВРК и параллельно "страдающие за Отечество", "ни в чём не повинные" белые офицеры - т. е. всё, что должно выбить слезу у нашего российского массового зрителя, насмерть запуганного сказками про злых большевиков и кровавую революцию, тем более, если этот зритель по духу или по призванию творческий интеллигентик, щедрый на разные сопливые сентиментальности. В том же, что "Адмиралъ" является типичным выкидышем массовой культуры, работающей на историческом поле своими шаблонными приёмами - сведением грандиозных событий к пошлой мелодраме, сомневаться и не приходится. Приправленное историей взаимоотношений Колчака и жены его сослуживца Тимирёвой (при некоторых затушёванных частностях и далеко не такой романтичной, как её преподнесли авторы фильма), это "блюдо" должно "крышу сносить" рядовому зрителю. Центральная фигура картины - адмирал Колчак сценаристами был безбожно героизирован, выставлен этаким "невольником чести", превращён в некоего сурового благородного рыцаря, служащего, однако же, довольно абстрактной "России". При этом такие частности как: карательные экспедиции колчаковцев, которые уничтожили около 25 тысяч человек в Сибири, пороли и насиловали оставшихся в живых, за которые "верховный правитель России" официально благодарил своих офицеров; расстрел Колчаком иркутского правительства меньшевиков и эсеров; тот факт, что к власти Колчак пришёл в ходе заговора офицеров из состава казачьих частей, арестовавших в Омске лидеров бежавшей туда Уфимской директории, и сам титул "верховного правителя" получил из рук интервентов и многое другое - были просто выведены за рамки фильма - вроде бы, по мнению авторов картины, это не столь важные факты. По их мысли, адмирал - личность не только девственно чистая в историческом плане, но и наверняка демоническая: перед ним тушуются революционные матросы, прибывшие для разоружения флотских офицеров, перед ним внутренне обмякают ведущие его на расстрел члены Иркутского ВРК. При этом фигура Колчака окружается ореолом "божьего промысла" чуть ли не в каждом серьёзном эпизоде: будь то идиотский молебен всей команды боевого корабля во главе с Колчаком перед нацеленными на неё орудиями немецкого крейсера, проход на корабле в считанном метре от морской мины, осенение Колчака крестом самим (!) Николаем Кровавым, принятие перед коленопреклонёнными войсками титула "верховного правителя"… Вообще, тема религиозности (ну, или в более мягком варианте - веры) дореволюционной российской верхушки, цвета тогдашнего офицерства, насквозь пронизывает весь фильм и, судя по всему, должна навевать на зрителя размышления о её высокой нравственности и духовности, а заодно и логически отождествлять с верхушкой нынешней, церемонно стоящей со свечками в храмах во имя одной из составляющих - церковной - современной государственной идеологии. Религиозность белого офицерства в частности и белого движения вообще тесно переплетается в картине с наиболее любимой темой элитарных творческих интеллигентиков и прочих любителей "старорежимности" - темой мученичества и патриотизма белых. Какое эстетическое наслаждение должен испытывать, наверное, такой любитель и какой промывающий мозги эффект должен испытывать рядовой зритель при виде, скажем, штыковой атаки каппелевских войск, подготовке к ампутации обмороженной ступни без наркоза у Каппеля, его смерти, расстрела Колчака и его премьер-министра на берегу речки Ушаковки и прочих "остросюжетных" сцен! При этом зритель не видит и в лучшем случае только догадывается, как недоедали, недосыпали, какие несли лишения бойцы Красной армии, поставленные во всех отношениях на порядок ниже, чем снабжённые и вооружённые интервентами колчаковские белогвардейцы. Впрочем, отсутствие в кадре измученных красных бойцов с лихвой компенсировалось характерным изображением "быдла" - озлобленных, распоясавшихся донельзя революционных солдат и матросов, вроде бы миролюбивых всё предыдущее время, "невесть с чего" взбунтовавшихся и с ненавистью уничтожавших пачками офицеров. Словно и не было муштры и мордобоя на флоте и в армии, массовых дезертирств на фронте, а в отдалённом 1905-м - "Потёмкина" и "Очакова". Однако авторы фильма, искренне стремясь шагать в ногу со временем и лакейски желая вылезти из кожи, но угодить официальной историографии = официальной идеологии барского патриотизма и антикоммунизма, всё-таки умудрились запечатлеть в своей картине по меньшей мере три главных исторических факта, от которых отвертеться было просто невозможно. Первая мировая война. Царская Россия в агонии. Высшее морское офицерство - одна из составляющих элиты и несущая в себе все её свойства - озабочено балами, танцами, светскими развлечениями, вкусно ест, крепко спит, несмотря на то, что где-то идёт кровавая бойня и тысячи солдат и матросов гибнут и остаются калеками, принимают нечеловеческие мучения на войне "за веру, царя и Отечество", "до победного конца". Но эти мучения "солдатни", "пушечного мяса" - в общем-то мелочь по сравнению с нравственными "страданиями" героев фильма. Верхушка "мелочами" не интересуется - по её понятиям так и должно быть, а потому она очень хорошо знает, за что дерётся и за что цепляется мёртвой хваткой - за власть, за собственность, за гарантию и дальше развлекаться на светских раутах и умильно сентиментальничать. Гражданская война, Сибирь. В какие бы города не вступал с войском "верховный правитель России", везде его встречают хлебом-солью представители его круга, его класса, класса имущих - промышленники, предприниматели, представители контрреволюционных партий, господа с брюшком и светские и не очень дамочки - и нигде нет народных масс - "России", за которую Колчак, по представлениям авторов картины, якобы борется. Неужели режиссёру не хватило массовки? Или же нечаянно, ненароком показали правду - Колчак нужен только своему классу, для которого он является и спасителем от "большевистского ига" и наиболее волевым, решительным и реакционным выразителем его интересов. Наконец, стоит отметить, на мой взгляд, главный исторический факт, запечатлённый в фильме. Отдельные полки колчаковской армии переходят на сторону красных, в её тылу одни за другими вспыхивают забастовки, вся Сибирь охвачена восстаниями, небывалый размах принимает партизанская война. Иркутск, куда направляется преследуемый частями Красной армии адмирал и который он хочет сделать своим новым оплотом, не особенно рад этому, а потому также объят восстанием и сопротивляется наступлению Каппеля. И возникает по сему случаю "крамольная" мысль: почему же Колчак "борется во имя России", а Россия, её народ - против Колчака? Он же "спаситель от большевиков". И не суть важно, что спасает он население Сибири от большевизма карательными экспедициями, прославившимися своими зверствами и не щадившими ни стариков, ни женщин, ни детей. Говорить этот факт может только об одном: Колчак боролся против тех масс трудящегося народа своей страны, которые только и имеют право называться Россией. Режиссёр фильма А. Кравчук так пытается охарактеризовать белого адмирала: "Он был человек, который все время был в двух секундах от победы. Он чуть-чуть не победил". Стоило бы напомнить г-ну режиссёру и иже с ним, что история никогда не признаёт "двух секунд", не принимает никакие "чуть-чуть" и отдаёт победу только тому, кто опирается на единственных её вершителей - на массы. Переоценка ценностей, перестановка исторических фактов с ног на голову, бешеная травля большевизма в официальной историографии, в официальной культуре, в официальном искусстве, мышиная возня вокруг выноса Ленина из мавзолея, переименование улиц, станций метро и т.д., нагнетаемая шумиха вокруг недавней реабилитации Романовых и т.п. ещё раз говорят нам о том, что история - это политика, обращённая в прошлое. Нет смысла негодовать против этого - против классовой борьбы на фронте науки и культуры. Есть смысл, необходимость и наша прямая обязанность бороться и на этом фронте, и на других фронтах с нашим классовым врагом и его продажной обслугой. Сурский Николай

Ответов - 10

Маховик: Red-Rus А то, что в фильме снимается в главной роли еврей Хабенский (специально инфа для Вас) и еще другие евреи, делает его отвратительным в квадрате. Жиды, как всегда, поглумились и над красными и над белыми. Русские дерутся с русскими - вот что ужасно.

Medium: Фильм "Адмиралъ" сделан не хуже советских фильмов на тему Гражданской войны. В этом фильме Безруков сыграл Каппеля Коммунисты, конечно, недовольны... пусть смотрят "Чапаева", та ещё лживая "клюква", и не вякают...

Red-Rus: С точки зрения киноискусства с Чапаевым не сравнить, хоть и Чапаев снят в 30-х.


Маховик: Medium пишет: В этом фильме Безруков сыграл КаппеляОпа, и здесь Безруков, еще один еврейчик (инфа специально для Ред-Руса). Гоша Куценко там есть? Вопщем, везде одна и та же феня. Русский синематограф поглотила жидоплазма. Смотреть не собираюсь, достала уже эта синагога.

Medium: Маховик пишет: Опа, и здесь Безруков, еще один еврейчик (инфа специально для Ред-Руса). Гоша Куценко там есть? Вопщем, везде одна и та же феня. Русский синематограф поглотила жидоплазма. Разве Безруков -еврей? Гоши -нет, а надо? (Может ему дать роль барона Унгерна, или нет - лучше Котовского) Маховик, зато режиссёр фильма - некто Андрей Кравчук, а в роли Николая II снялся Николай Бурляев

Medium: Историю создания фильма украшает весьма характерный эпизод, о котором уже было сказано выше. Для «Адмирала» был найден консультант высочайшего класса – Александр Дерябин, автор книги «Белая армия на севере России, 1918-1920 гг.». После 103-го по счету режиссерского «но я так вижу», Дерябин развернулся и ушел с площадки, попросив напоследок его фамилию в титрах не упоминать. Кравчук, разумеется, просьбу проигнорировал. http://www.apn.ru/publications/article20857.htm -------- Red-Rus пишет: С точки зрения киноискусства с Чапаевым не сравнить, хоть и Чапаев снят в 30-х. "Чапаев" - это "советский кинокомикс", актёры там играют, конечно получше - театральная школа "царского режима" сказывается... :)

Medium: Вопрос от «КП»: - Вспоминается фильм «Мы из Кронштадта», в котором белые офицеры топят матросов. И мы ненавидим белых. А в «Адмирале», наоборот, матросы убивают офицеров. И мы в ужасе от матросов. Все это заставляет посмотреть на ту трагедию с другой стороны. Есть еще фильм «Чапаев» с легендарным эпизодом - психической атакой каппелевцев, когда они идут все в парадных мундирах. В «Адмирале» тоже каппелевская атака, только глазами не красных, а белых. А. КРАВЧУК: - Честно скажу, мы даже не думали, что будем спорить с «Чапаевым» или с «Мы из Кронштадта». Просто тот бой - психическая атака армии Каппеля - меня поразил, еще когда я читал о нем в исторических документах. Мы в этом увидели собирательный образ всей гражданской войны как таковой. А. МАКСИМОВ: - Мы не делали фильм из серии «Жизнь замечательных людей». Но даже документальное кино не находит консенсуса среди специалистов, оно все равно фиксирует события с определенной точки зрения, идеологической позиции. У нас кино про любовь. К человеку, к стране, к дару жизни в целом. Это его содержание, история - только форма, обстоятельства, в которых разворачивается действие. А. КРАВЧУК: - Мы снимали кино про сложную нравственную проблему, в которую человек попал, будучи женатым и полюбив молодую девушку - жену своего боевого товарища. Мы понимали, что, делая такой фильм, будем получать нарекания на историческую правду. Но расстрел офицеров в Кронштадте, который мы показываем, мы снимали именно на том самом месте, где убивали офицеров весной 17-го года. То, что офицеров топили в Черном море, - это тоже исторический факт. Вопрос от «КП»: - То есть Щорс, Котовский и Чапаев вас уже не интересуют? Д. ФАЙЗИЕВ: - Я помню, как в советское время у нас в качестве демонстрации того, какой ужас творится в американском образовании, рассказывали, что школьники там не знают, как выглядит Чарли Чаплин. Прошло 20 лет, и, если мы спросим российского школьника, кто такой Чаплин, он тоже разведет руками. Моду на Щорса, Котовского или Добрыню Никитича определяем не мы, а информационное поле страны. И начинает формироваться оно еще в школе. Я уверен, господа историки, что вы вряд ли захотите своих детей отправить в кинотеатр изучать историю. Д. КОЗЛОВ: - Никогда! http://kp.ru/daily/24182/391203/

Red-Rus: Medium пишет: Мы снимали кино про сложную нравственную проблему, в которую человек попал, будучи женатым и полюбив молодую девушку Я и так знал, что Колчак не ангел, но как он поступил с женой и сыном в фильме, которых обещал не бросать, еще раз убедили меня в том, что он отменная мразь и пулю свою заслужил.

Medium: Red-Rus пишет: он отменная мразь и пулю свою заслужил. а вы посмотрите биографиисоветских военачальнков В. О.В. на предмет "старых" жён и молодых жён... примените ваш подход с пулей?

Борисъ: Маховик пишет: Смотреть не собираюсь, достала уже эта синагога. Посмотрел я таки этот "шедевр". Да, уж... Хабенский в роли Колчака это даже не знаю как назвать. Нет, актер он, конечно, может и талантливый в чем-то, не берусь судить как кинокритик, но Колчак из него как из говна пуля, простите за выражение. Играл бы свои "Дозоры" и им подобную лабуду. Ред-Русу впору бы радоваться, а он еще недоволен.



полная версия страницы