Форум » Трибуна » Три типа цивилизации: Запад, Восток и Север » Ответить

Три типа цивилизации: Запад, Восток и Север

Шатилова Н.Н.: (Из книги заслуженного полярника Чеурина «Самоспасение без снаряжения») Предисловие Есть два способа адаптации к экстремальной среде: «капсулирование» (отгородиться от среды) и открытость. Открытый человек изначально считает себя частью Природы; для него выживание из преодоления, переламывания ситуации превращается во вживание в условия, т.е. поиск своего места и функций в окружающей среде. Там, где «капсулированный» человек видит угрозу жизни, открытый человек видит Красоту. Экстремальную ситуацию открытый человек воспринимает как вопрос любимого учителя (который задаёт сложные вопросы, но всегда поможет найти ответ). Чеурин пишет, что ему запомнился диалог с чукотским охотником. Охотник уезжает зимой в полярную ночь один на собачьей упряжке за 300 км (!), к соседу. По делам. Спрашиваем: - Не боишься? - А чего бояться? Тундра – дом родной! - А вдруг что-нибудь случится? Что будешь делать? - Не знаю! - Как же, не знаешь, а едешь? - А вот если случится – тогда и буду знать! Откуда у него такая уверенность, что в ещё неизвестной экстремальной ситуации мысль, единственно верная – обязательно придёт? («Если случится – тогда и буду знать!») Откуда такая уверенность в своих творческих способностях? Причина – доброта отношения к этой самой тундре, ко всем её обитателям, умение видеть красоту даже во «мраке полярной ночи», не говоря уже о многоцветье полярного лета. Секрет выживания этого северянина не в силе и не в знании, а в культуре. В культуре общения с окружающим миром. Мы привыкли: без инструкции, без предварительного обучения – ни шагу. А у северян предварительные инструктажи – на уровне запрета. На вопросы они отвечают исключительно после действия, личных усилий и личных ошибок спрашивающего, и накопления конкретных вопросов. В виде конкретных ответов. Скорость обучения возрастает в таком случае многократно. (Это перекликается с известной многократно оспоренной «проблемной педагогикой»). Три типа цивилизации: Запад, Восток и Север Представитель Западной цивилизации, «Натуралист», «победитель» . Его принцип: опережающее насилие, «священное право» победителя брать из окружающего мира всё без исключения, не взирая на цену и последствия; «обязательность» для окружающих служить «победителю». Готовясь к походу, он обезпечивает себя по максимуму разного рода оборудованием и снаряжением. Представитель Восточной цивилизации, «Созерцатель», учится приёмам психо- и само-регуляции, осваивает восточную философию, изучает фито-терапию и т.п.; учится путём медитации получать нужные знания. Представитель Северной цивилизации, «Деятель», считает, что запасаться неактуальным на сегодняшний день снаряжением и знанием безсмысленно. Есть сегодня более необходимая деятельность. А если событие (экстремальная ситуация) произойдёт? – надо подготовить свою психику к работе в режиме генерации идей. Почти ничего не имея и почти ничего не умея, Деятель надеется на русскую смекалку и на то, что у него всегда под рукой. Три типа после чрезвычайного происшествия: Натуралист – пользуется снаряжением; в случае его отсутствия ищет виновных; Созерцатель – использует имеющиеся у него знания; Деятель – творчески оценивает ситуацию; всё необходимое находит в окружающем мире и в самом человеке. Отношение трёх типов к окружающему миру: Для Натуралиста он «враждебен», и Натуралист «защищается»; Для Созерцателя окружающий мир «нейтрален», и сам он отстраняется; Для Деятеля окружающий мир добр (взаимная доброта), и он вступает с миром в доброе взаимодействие, рассчитывая на помощь людей, зверей и обстоятельств. Отношение трёх типов к криминальным экстремальным ситуациям: Натуралист – «я всегда стреляю первым»; Созерцаель – «я не хожу там, где стреляют»; Деятель – «где я хожу – там не стреляют». Преодоление чувства жажды: Натуралист – мужество и терпение; Созерцатель – медитация; Деятель – игра с собственным организмом. Человек заблудился в лесу. Осознав это: Натуралист – мужественно преодолевает трудности, максимально используя ресурсы окружающей среды, присваивая себе право брать у Природы всё, что может быть ему полезно; Созерцатель – настраивает себя на равнодушие к тщетным попыткам окружающего мира вывести человека из душевного равновесия; Деятель – воспринимает ситуацию как подарок судьбы, возможность испытать, увидеть и познать что-то важное. Он ищет контакт с окружающим миром, находит с ним общий язык, живёт по законам окружающей среды, спасает не столько себя, сколько окружающий мир. И спасается в итоге сам, практически ничего в начале не имея и не умея. Берёт у Природы всё необходимое для выживания, но не более того. И берёт в долг. А потом находит способ вернуть этот долг. Как? Это вопрос личной этики и культуры. Для большинства ситуаций у каждого типа – своя линия поведения. Россия – не Запад и не Восток. Россия – Северная страна. В России живут в мире представители всех трёх типов, при ведущей роли Деятелей. В три-алоге представителей трёх типов может родиться принципиально новое решение. Организовать конструктивный три-алог представителей трёх типов – это задача Деятеля.

Ответов - 7

lutz: Что это за философия?

lutz: Что это за философия? И как понимать" Игра с собственным организмом"?

Маховик: Это КПЕ-шники придумали. Идея заложена правильная, но не новая. Они решили сделать ее как бы новой, и для этого придумали какие-то аллегории "цивилизация Север" и т.д. Получилось мутно. Не стоило усложнять то, что можно понять проще и короче. Вы правы, Лутц, это таки философский разбор человека ведающего. Идею понимаю и согласен, но в то же время защищать ее в таком замороченнм виде не буду. Подождем, может кто-нибудь еще что скажет.


Шатилова Н.Н.: Здравствуйте! Заслуженный полярник Чеурин в своей книге изложил свои взгляды, к которым он пришёл в результате общения с кочующими по тундре народами Севера. Как помочь человеку выработать мироощущение Деятеля? - в деятельности. Чеурин с товарищами ведёт работу с подростками, в т.ч. проводит 2-недельные смены с походами почти без снаряжения, со сплавом по реке, и т.п. Важно, что главным Чеурин считает передачу не столько разных частных практических навыков (как быстро разжечь костёр, имея только сырые спички и сырые дрова? и т.п.) – но передачу мировоззренческой культуры Деятеля, и возрождение добро-нравных русских культурных традиций. В первый день смены они проводят игры, позволяющие из незнакомых ребят к концу дня сформировать дружный дееспособный коллектив. Это очень нужно нашим школам и училищам. Чеурин проводит (и у себя в Екатеринбурге, и с выездом в другие города) 3-дневные курсы подготовки инструкторов по ведению такого рода работы (с выдачей «корочек», что тоже существенно). Курсы подготовки инструкторов платные, в обучающейся группе должно быть человек 12. Уточнить детали, заказать его книгу и видео-фильмы на CD (в одном фильме показаны эпизоды из походов с подростками, в другом объясняется, что такое мат и почему эти слова не надо употреблять) можно, связавшись с самим Чеуриным. Кому это интересно - обращайтесь ко мне по привату (дам координаты Чеурина). С уважением, Шатилова Н.Н.

ПушистиК: Ну, Чеурин - не показатель. Для русского человека Тундра - экстрим, а никак не среда, пригодная для обитания. Более же четко русская цивилизация определяется как "евразийская", а не северная. Северная - это чукчи, мы-то тут при чем? Кстати "Евразия" - не значит полуто, полуэто. Так определена некая экологическая ниша нашей Цивилизация - от Монгольских степей до степей Украины. Это особая среда, формирующая особого человека. Но об этом, если потребует развитие темы! Вторым дополнением было бы насчет природы: западный человек - хозяин: он берет у природы то, что ему нужно. Сколько надо и про запас. Русский же найдет поесть. съест и дальше пойдет - а вдруг больше и не нужно? Надо будет, найдем. Что весь мир воспринимает позитивно. Не совсем так - скорее, принимает его, какой есть "Бог знал, зачем создал!" Вот что в евразийском, русском типе верно замечено, так это склонность полагаться на догадку: "Утро вечера мудренее!" Мол, приспичит - надумаю, никуда не денусь. Аллегорий со снаряжением натуралиста не понял. Вообще, теория сыровата, выдана поспешно - налицо явные недоработки.

Маховик: ПушистиК пишет: Мол, приспичит - надумаю, никуда не денусь Как говаривал Остап Бендер, когда будут бить - тогда будем плакать. Я по себе знаю, что ничего не запоминаю, а когда нужно решать какую либо задачу, решаю ее всякий раз заново, полагаясь на догадку. Недоступная часть сознания намного больше доступной, пусть она и работает!

ПушистиК: Ты удивишься, но это довольно типично для нашей цивилизации!



полная версия страницы