Форум » Русский взгляд » РПЦ при православной монархии » Ответить

РПЦ при православной монархии

Medium: ОРТ Православная программа "Слово пастыря" 20.04.06 Митрополит Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл : <…> Хорошо известно, что, начиная с правления Государя Императора Петра I, постепенно наше общество расслоилось на сословия. И вот сословным стало духовенство, сословной стала и аристократия. Сословия оказались замкнутыми кастами, друг с другом не общавшимся. И вот, все это, конечно, ослабило общенациональную жизнь, ослабило национальный наш организм. Но, наверное, особенно опасным было разъединение интеллигенции, образованной части общества от Православной Церкви. <…> Было и в самом положении Православной церкви в России нечто, что мешало сохранению единства, и в первую очередь то, что Церковь со времен Петра I была полностью подчинена государственной власти. Петр полностью ликвидировал патриаршество. Во главе церкви была поставлена коллегия, именуемая синодом. Но возглавлял синод не иерарх, как должно было бы быть, а светский чиновник обер-прокурор святейшего правительствующего синода, который исполнял как бы представительские от Государя функции в синоде. И все, что принималось синодом, и все те решения, которые синод формулировал, это были решения светской власти, а иерархи, заседавшие в синоде, лишь были призваны проштамповывать своим авторитетом эти решения светской власти. А что получилось в результате? А в результате получилось то, что у Церкви не было самостоятельной позиции не по одному общественно-значимому вопросу. Вот, после восстания декабристов возникла сложная политическая ситуация. Церковь молчала. Несколько позже стали появляться тайные общества, революционные настроения. Церковь молчала. Во второй половине 19 века возникает, так называемый, рабочий вопрос и на западе и у нас, а Церковь ничего сказать не могла. Почему Церковь молчала? Да потому, что она не имела органа, чтобы выразить свое соборное мнение. Соборы не собирались, епископату говорить на эти темы не разрешалось. А говорить мог только синод. Синод то был ведомством правительственным. Во главе правительства стоял государь-император. Поэтому точка зрения синода не могла отличаться от точки зрения императора. И вот эта полная закабаленость церкви и ее не способность говорить от самой себя, и привела к тому, что очень многие представители интеллигенции отвернулись от церкви.

Ответов - 4

Medium: В конце XIX – начале ХХ века Русская Православная церковь находилась в кризисном состоянии. Исследователи это во многом связывают с тем положением церкви в государстве, которое ввел Петр I (П.Н.Зырянов, В.И.Коротаев, М.М.Персиц, Л.А.Тихомиров, А.В.Камкин и др.)1. Суть всех этих высказываний сводится к тому, что РПЦ за время синодального управления была низвергнута до безынициативной и, во многом, неавторитетной организации. Духовенство замкнулось внутри себя, т.е. отделилось от паствы, дифференцировалось по иерархии и имущественному достатку. http://www.lants.tellur.ru/~popov/part1.htm (моё примечание для БорисЪа: Л. А. Тихомиров - известный монархист)

Medium: М. Е. Салтыков-Щедрин о жизни православного духовенства в 19 веке «Попы в то время, - вспоминает Михаил Евграфович, - находились в полном повиновении у помещиков, и обхождение с ними было полупрезрительное. Церковь, как и все остальное, была крепостная, и поп при ней – крепостной. Захочет помещик – у попа будет хлеб; не захочет – без хлеба насидится. Даже мы, не избалованные сытным и вкусным столом, приходили в недоумение при виде пирога, который, по воскресеньям, подавался на закуску попу с причтом. Начинка его представляла смешение всевозможных отбросов, накоплявшихся в течение недели, и наполняла столовую своеобразным запахом лежалой солонины. Пирог этот так и назывался "поповским". Впрочем, надо сказать правду, что и поп у нас был совсем особенный, таковский, как тогда выражались. Полуграмотный, выслужившийся из дьячков; это был домовитый и честный старик, который пахал, косил, жал и молотил наряду со всеми крестьянами. Обыкновенно он вел трезвую жизнь, но в большие праздники напивался до безобразия. Обращались с ним нехорошо (даже в глаза называли Ванькой). Нередко, во время чтения Евангелия, отец через всю церковь поправлял его ошибки. Помню также ежегодно повторявшийся скандал на вечерне Светлого праздника. Поп порывался затворить царские врата, а отец не допускал его, так что дело доходило между ними до борьбы. А по окончании службы поп выходил на амвон, становился на колени и кланялся отцу в ноги, прося прощения. Разумеется, соответственно с таким обращением соразмерялась и плата за требы». http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=234&pos=-1337

Борисъ: Правила дореволюционной орфографии более подробно


Medium: есть у кого инфо по положению РПЦ в России до 1917 года? выкладайте здесь



полная версия страницы