Форум » Русский взгляд » "Возлюби врага своего...". Уклонение или Непреклонность?. » Ответить

"Возлюби врага своего...". Уклонение или Непреклонность?.

Чистотел: - Батюшка, алкоголь - враг здоровью? - Враг. - А как сказано в писании: "Возлюби врага своего". Каждый знает или слышал это выражение, которым наставлял своих чад Иисус Христос. Что же значит это наставление? Слышал я некоторые толкования, что, мол, врагов нужно любить, как самого себя ( и т.д. и тому подобное ) и это всегда меня ставило в очень большой тупик. Ведь нельзя любить своих врагов ( просто невозможно, по человечески, невозможно) и по идее, с врагами нужно и должно бороться, иначе они уничтожит тебя. И правильно ли растолковывают слова Бога нашего, Иисуса Христа, некоторые его мудрые толкователи, в том числе и с "голубого огонька"? Может быть не понимают они того или скрывают, что Господь хотел донести до Христиан? Что вы думаете по данному поводу, уважаемые форумчане?

Ответов - 16, стр: 1 2 All

Ligeros: Я думаю-"возлюби" приравнено по Иисусу Христу к понятию "УВАЖАЙ " и не не дооценивай врага.Тогда и ты получишь силу одолеть врага твоего, без паники и нервоза.Силой духа и логики.Имхо.

Маховик: Ligeros "Уважай" это не "возлюби", нечего придумывать. Возлюби - значит возлюби. Смотрите фразу целиком, а не отдельные ее слова. "... врага своего". Речь идет о конкретно твоем враге, личном. Персональном, так сказать. Это, скорее всего, значит, что враг таковой является лишь в твоем помраченном сознании врагом. Возлюби этого персонального врага = очистись. О враге Отечества твоего здесь не сказано. Такого врага надо бить. И такой враг уже не может называться "свой враг". Это другой сорт врага.

Ligeros: Маховик,я вполне допускаю что на древнем еврейском языке эти слова одинаковые.Уважай-возлюби.Точный перевод кто может дать?Только враги и дадут,что б нам все понятия перепутать.Подставь щёку и т.д. Бога надо любить в душе и сердце, в каждом человеке видеть Божью искру-это я понимаю,а возлюби- еврейский катаклизм перевода,100 %!_возлюби-возлежи это не то что мы думаем)имхо конечно.


Чистотел: Я думаю, что нужно читать так, как и написано. Но в каком смысле "возлюби", то есть, "врага своего возлюби"? Что нужно здесь иметь в виду? А то, что Христос обращается к обычным людям, к большинству из нас. А большинству из нас свойственны и страх и неуверенность и различные плотские желания. Но большинство людей хотят, что бы человек был чище в своих желаниях и поступках, имел совесть и чувство справедливости. Естественно, у этого есть много врагов. И Христос говорит, что не нужно их боятся, не нужно уклоняться от противостояния с ними, не нужно подставлять им щеку, а смело идти им навстречу, возлюбив это действие, принять за правило и не быть к этому равнодушным. Ведь только это дает желанную победу над врагом Христиан, а отнюдь не толерантное "непротивление", как это трактуют некоторые. Таким образом, Иисус Христос совсем не был "непротивленцем" и своих учеников отучал от этого.

Маховик: Ligeros пишет: я вполне допускаю что на древнем еврейском языке эти слова одинаковые.Уважай-возлюби.Это почему? Выше Вы написали, что "уважай" в смысле "не недооценивай". Где тут "возлюби"? Вы знаете древнееврейский? Думаю, что нет, потому что тогда бы Вы знали, что Евангелия написаны на древнегреческом. Ligeros пишет: Подставь щёку и т.д.По-вашему "подставить щеку" аналог унижения? Это иносказание, обобщение, подразумевающее, на самом деле, мощное оружие против зла. Что щека? Ерунда. Обретешь больше (в том числе и на материальном уровне). Сбрось гордыню - вот в чем соль. Чистотел пишет: Таким образом, Иисус Христос совсем не был "непротивленцем" и своих учеников отучал от этого. Зато сейчас люди вроде бы ни за что не соглашаются подставлять никому личную щеку (как уцелевший предмет гордости), но в целом демонстрируют полнейшее смирение с происходящим и непротивление.

Ligeros: Господа,как можно ломать голову над переводом еврейской фразы,в переводе на древнегреческий и потом на старославянский?Учёные даже не знают точных значений символов и слов до сей поры.Например в Библии древней цифр 666 не было. Было написано буквами-шесть шесть шесть.Дайте нам точное написание слова возлюби из первоисточника. Нам сказали на русском языке так:Возлюби ближнего своего,как самого себя. А про врага там другой смысл я думаю.Именно-уважай врага,не принижай его иначе проиграешь.

Маховик: Хорошо, пусть будет по-вашему. Определенность под сомнением.

podvodnik_tof: Люби личных врагов ,остерегайся врагов Веры и ненавидь врагов Бога.Христианская любовь -это милосердие.Кинжал которым рыцари -христиане добивали поверженных врагов назывался "кинжалом милосердия",и в ударе милосердия была великая любовь к личному врагу.А все непонятки,на тему любви к врагу- идут от упрощения ,до безобразия, понятия Любви.

Чистотел: Маховик пишет: Зато сейчас люди вроде бы ни за что не соглашаются подставлять никому личную щеку (как уцелевший предмет гордости), но в целом демонстрируют полнейшее смирение с происходящим и непротивление. А надобно совсем наоборот. Вот она, где кривда заложена, если судить по толкованиям СМИ, пропагандирующих плотский индивидуализм, "уход в себя", даже если не брать во внимание некоторые либеральные "псевдо-христианские" сайты, плодящиеся в Интернете. Получается, что это является несоблюдением наставлениям Божеским. podvodnik_tof А кто есть "твой личный враг" в Христианской Традиции? Мне кажется, этот вопрос очень важен. Вы не могли бы немного подробнее остановиться на этом? Что думаете по этому поводу, друзья?

Александр: Я вспоминаю плакаты времён Отечественной войны. Ни на одном из них не было и быть не могло слов о том, что мы должны были волюбить наших врагов фашистов. Если бы кому-то пришло в голову такой плакат повесить, то могли рядом с плакатом повесить и его автора, а если бы не повесили, то на Колыму он точно попал бы. После Победы стали говорить о человеческом отношении к немцам, а в Берлине даже поставили памятник солдату, со спасённой девочкой на руках. Я видел как в Харькове на строительстве трамвайной линии. работавшим там немецким военнопленным, наши люди подносили папиросы и немного хлеба. Немного потому, что все мы жили на пайке. И никто к этому не призывал. Помните, как у Пушкина - "и милость к падшим призывал". Такое же отношение было и к японским военнопленным.Вчерашних врагов жалели. Было такое же отношение и у немцев к нашим военнопленным. Если есть у человека душа, она сама подскажет, что надо делать. Если её нет, то никакими заклинаниями милость к падшим не вызовешь. Всё это только красивые слова и голову тут ломать не над чем. Большинство мурых изречений Иисуса в Нагорной Проповеди сегодня звучат. как архаизмы, как религиозная мишура. Александр.

Маховик: Александр пишет: Большинство мурых изречений Иисуса в Нагорной Проповеди сегодня звучат. как архаизмы, как религиозная мишура.Может, это относится к проповедям Моисея? Кому придет в голову дискутировать по поводу, например, заповеди "не кради"? Ваши рассуждения здесь вполне подойдут. Ибо люди не крадут не потому, что так завещано, а потому что они не крадут просто так, от души. В то же время иудеи, моисеевы "чада", не так однозначно относятся к данной заповеди. По их понятиям можно украсть у гоя, и это будет приятно их б-гу. И данная заповедь для иудеев - предмет сложного исследования. В то же время для православных важны слова Христа, и для православных Его слова не так просты, как кажется на первый взгляд, и для православных слова Христа - предмет искренного исследования. Хотя, может быть, не знаю, иудеям тут может все представляться предельно простым: возлюби, и всё тут; подставь щеку, и все дела; что тут, мол, непонятного?

Medium: Маховик пишет: По-вашему "подставить щеку" аналог унижения? Это иносказание, обобщение, подразумевающее, на самом деле, мощное оружие против зла. Что щека? Ерунда. Обретешь больше (в том числе и на материальном уровне). Сбрось гордыню - вот в чем соль. мне кажется это понимание близко к истинному, интересно, как толкуют эти слова Христа святые отцы. Может Борис, специаилист по святым отцам, призывающий нас читать святых отцов, найдёт и выложит что-нибудь по теме. Маховик пишет: хотя, может быть, не знаю, иудеям тут может все представляться предельно простым: возлюби, и всё тут; подставь щеку, и все дела; что тут, мол, непонятного? не только иудеям

Борисъ: Medium пишет: Может Борис, специаилист по святым отцам, призывающий нас читать святых отцов, найдёт и выложит что-нибудь по теме. Я лучше подставлю щеку. Маховик пишет: Зато сейчас люди вроде бы ни за что не соглашаются подставлять никому личную щеку (как уцелевший предмет гордости), но в целом демонстрируют полнейшее смирение с происходящим и непротивление. Полностью согласен.

Medium: Борисъ пишет: Medium пишет: цитата: Может Борис, специаилист по святым отцам, призывающий нас читать святых отцов, найдёт и выложит что-нибудь по теме. Я лучше подставлю щеку. нафига мне ваша щека? Была нормальная просьба - вы забили на это, потому что даже не знаете где искать ответ. что подтверждает правоту моего предположения что призывая народ читать святых отцов Церкви сами вы едва ли кого прочли... Ну да ладно. Я сам уж нашёл Толкование на Евангелие от Матфея епископа Мефодия 1) Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... (5:38-41). Сравнивая Свои новозаветные заповеди с ветхозаветными, Господь говорит: вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. Этот закон нам кажется строгим, потому что мы воспитаны под благодатным веянием духа Христовых заповедей; но для ветхозаветных людей и этот по-видимому такой суровый закон казался снисходительным. По жестокости тогдашних нравов, обиженный мог бы отплатить обидчику за выбитый зуб или выколотое око даже смертью, но закон позволял ему за это отплатить только равным же злом, не больше. Так закон сдерживал мстительность обиженного, устрашая и обидчика. “Законодатель предписал, замечает св. Златоуст, — око за око — не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но дабы обидящий боялся подвергнуться тому же, чему подвергает он обижаемого.” Евреи не понимали духа этого закона и часто случалось, что наказанный обидчик раздражался и обижал еще больше, а обиженный снова старался ему отомстить, и таким образом зло возрастало. Желая показать, что и ветхозаветный закон был в сущности основан на любви к ближнему, что он не для того был дан, чтобы угрожать человеческой мстительности, а напротив — чтобы обуздывать ее и погашать зло. Христос Спаситель вырывает самый корень зла — любомстительность, и прямо указывает: в каком расположении сердца христианин должен встречать обиды, если хочет поступать по духу закона, а не по букве его. А Я говорю вам: не противься злому. Это не значит, что вовсе не нужно наказывать всякое зло; защищать невинных и наказывать злых есть священная обязанность начальства, и апостол Павел называет начальника “Божиим слугой, отомстителем в наказание делающему злое” (Рим. 13:4). Сам Христос Спаситель бичом изгнал из храма Божия оскорбителей Его святыни. Когда дело идет о славе Божией, о спасении ближнего, тогда противься злу — делай все что можешь, чтобы зло прекратилось; но когда обида касается тебя одного, когда от нее нет никому никакого вреда, а в твоем сердце начинает кипеть чувство мести: тогда — не противься злому. “Не говорит: не противься брату, объясняет св. Златоуст, но злому, показывая тем, что брат наносит тебе обиду по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого (на дьявола), весьма много ослабляет и пресекает гнев на обидевшего. Противься лукавому так, как повелел Сам Спаситель, то есть, готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого. Ибо не огнем погашают огонь, а водой.” Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Побеждай врага великодушием и незлобием. “Если так будешь поступать, то не будешь и чувствовать обиды, а твой обидчик, хотя бы он был лютее всякого зверя, устыдится и не нанесет тебе другого удара: даже и за первый будет обвинять себя, ибо ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых: они из неприятелей и врагов делаются их самыми большими друзьями. Так поступали св. угодники Божии. Раз святитель Тихон Задонский прибыл в дом знакомого ему помещика, чтобы заступиться за обижаемых им крестьян. Помещик, человек самолюбивый и вспыльчивый, заспорил. Святитель отвечал с кротостью, но твердо. Тот вышел из себя, и наконец забылся до того, что ударил святителя по щеке. Святитель ушел, но скоро вернулся и пал к ногам помещика, испрашивая у него прощения, что ввел его в такое искушение. Это до того поразило помещика, что он сам зарыдал, упал в ноги незлобивому святителю, заклиная простить его, и с тех пор стал давать крестьянам всякие льготы. — Преподобный Исаия говорил: “Кто хочет воздать злом за зло, тот и одним мановением может оскорбить совесть брата.” “Не думай, — замечает блаж. Феофилакт, — что здесь говориться только об ударе в щеку: нет, но и о всякой другой обиде.” http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/evangelie_matfeia_ep_mefody_1.htm 2) Просящему о тебя дай... Любите врагов ваших... Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный... (5:42-48). Просящему у тебя — враг ли то, друг ли, или неверный у тебя просит, — дай, глаголет Господь, и от хотящего занять у тебя не отвращайся — не откажи ему. Иной нуждается в пище или одежде, другой в деньгах, тому нужен добрый совет, этому — слово сердечного братского участия: никому ни в чем не отказывай, делись даже последним — во имя Христово. И опять любовь подскажет тебе: когда полезно дать просящему, а когда и вредно; она не позволит тебе подать нож требующему его безумцу, или же яд, желающему лишить себя жизни. Иной слабый человек просит на водку, на прихоти: такому иногда бывает полезнее вместо денег подать слово братского вразумления. И Спаситель не всякому просящему подавал именно то, чего он просил: один проситель, например, кричал Ему из толпы: “Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною имение; но Господь вместо того подал ему и всем бывшим тут совет: “смотрите, берегитесь любостяжания” (Лк. 12:15). Повелевая давать в заем, Он разумеет не отдачу денег в рост, а простое одолжение. В другом месте Он требует еще большего: чтобы мы давали и тем, от коих не надеемся получить. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего. Гордые иудеи считали своими ближними только своих соотечественников и единоверцев — иудеев же, а всех язычников, особенно римлян считали врагами Божьими и — конечно — своими. Они слишком буквально понимали те места в Писании, где говорится о ненависти к ненавидящим Господа; им было заповедано не дружить, не сближаться с соседними идолопоклонническими народами, чтобы не заразиться их нечестием; но они не в состоянии были понять, что Бог повелел ненавидеть только само нечестие, самый грех, а грешника в тоже время велит любить и жалеть. И вот, понимая заповеди о любви к ближнему в узком буквальном смысле, они уже от себя прибавили такой вывод: если ближнего, т.е. иудея надо любить, то всякого неиудея, как врага Божия, надобно ненавидеть: и ненавидеть врага твоего, хотя таких слов в самом Писании нигде и не было написано. А Христос Спаситель учит нас такой любви, которая обнимет всех людей без различия: а Я говорю вам: любите всякого человека, кто бы он ни был, любите и врагов ваших — тех, кто делает вам зло, будет ли этот человек одной с вами веры или нет; благословляйте проклинающих вас — говорите о них только доброе, желайте им только добра, — мало и этого, сами: благотворите ненавидящим вас. Если враг твой попал в какую беду, спеши к нему на помощь; если он голоден, накорми его; если жаждет, напой его. Не допускай его до тяжкого греха: где можно — уступи ему, а где совесть твоя не дозволяет уступить, там постарайся вразумить по-братски. И молитесь за обижающих вас и гонящих вас — за всех тех, кто обижает, поносит вас, вредит вам. Жалейте их: они сами не знают, не понимают что их учит делать вам зло отец всякого зла — дьявол. Молитесь за них, чтобы Отец Небесный не оставил их во власти дьявола. Пожалейте их: это несчастные, больные люди; они больше себе вредят, чем вам. Вам они вредят временно, а себе вечно. Молитесь за них, они лучшие ваши благодетели: кто гонит и обижает вас, тот облегчает вам наказание за грехи ваши. Кто оскорбляет, поносит вас, тот дает вам случай заглянуть в ваше собственное сердце: загляни же каждый туда, и ты увидишь, какие там гады-страсти живут... Пока не разломил ты хлеба, не видишь его гнилости, а разломи его, и увидишь, что он весь прогнил. Вот тоже бывает и с сердцем нашим: пока тебя никто не трогает, ты думаешь, что ты свободен от злобы на ближнего, а скажут тебе слово обидное — посмотри, как закипит эта злоба в твоем сердце. Молись же за врагов своих: без них не увидеть бы тебе нечистоты твоей, а нечистые сердцем и Бога не узрят. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то — блистательная награда! Спаситель обещает таковым, что они будут подобны Богу, насколько это возможно для людей: Да будете сынами Отца вашего Небесного... Итак, о чем возмечтал некогда праотец Адам в раю, то обещает, заповедует нам любовь Божия ныне. Бог обещает нас усыновить Себе, и хочет и требует, чтобы мы были Ему подобны. И как мало стоит нам сей великий дар? “любите врагов ваших да будете сынами Отца вашего Небесного”!.. Все люди — дети одного Отца Небесного, их Творца и Промыслителя; но не все они чада Божии по благодати. Кто возлюбил врага своего братской любовью, кто плачет о его заблуждениях и молись за него, как за друга, за брата, за лучшего благодетеля, — тот воистину есть благодатный сын Небесного Отца, Который праведных любит и грешных милует, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить — проливать свет солнечный над злыми и добрыми и посылает — Свой благотворный дождь на праведных и неправедных. Какой прекрасный, понятный для всякого образ всеобъемлющей любви Божией! Господь щедрой рукой рассыпает Свои дары всем Своим созданиям; и добрые и злые одинаково наслаждаются и пользуются и кротким светом солнца, и его живительной теплотой, и плодородным дождем, который льется на поля и угодья и добрых и злых. Можно разуметь, — говорит блаж. Феофилакт, — под дождем и солнцем еще благодать Святого Духа и учение Христово: Христос на всех готов излить Свою благодать и всех поучает. Поучайся же, человек, делать добро своему врагу, поучайся у Самого Отца Небесного. Подумай притом: Кто Он и кто ты? Тебя оскорбляет подобный тебе, который получил от Него бесчисленные благодеяния." А Спаситель побуждает тебя к этой добродетели не только примером благости Божией но и от противного — любить ненавидящих тебя. Ибо, если вы будете любить только любящих вас, какая вам награда? Тут нет еще никакого подвига: ты за то их и любишь, что они тебя любят, значит: ты при этом любишь только самого себя. Не то же ли делают и мытари? Даже и эти люди, которых иудеи считали корыстолюбцами, отъявленными нечестивцами, и они вот любят любящих их: значит это дело нетрудное, за что же таких людей награждать высокой наградой? И если вы приветствуете при встрече только братьев ваших — только родных и близких людей, что особенного делаете? Не так же поступают и язычники? — эти грешные люди, забывшие Бога истинного и поклоняющиеся идолам... Что же это за любовь? За что вас награждать Отцу Небесному? “Видишь ли, говорит св. Златоуст, как Христос мало по малу возводит нас на самое небо? Итак, чего будем достойны мы, когда получили повеление уподобляться Богу, а между тем может быть, еще не сравнялись и с мытарями? Какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны превосходить книжников?” — Если ты не научился любить врагов своих, то еще напрасно носишь имя христианина. Для ученика Христова слишком мало, чтобы жить подобно язычникам. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Недостижимо это для человека; но в каждом человеке есть образ Божий, и каждый должен по мере своих сил, при помощи благодати Божией, очищать его, приближаться к Богу и уподобляться Ему. “Конечно, говорит святитель Филарет митроп. Московский, ты не можешь засветить другое солнце для мира: но ты можешь засветить свет спасительной истины в уме неверующего, ты можешь зажечь искру любви к добру в жестоком сердце: и вот ты подражатель Богу, не только Сияющему Солнцем на видимый мир, но и просвещающему души светом духовным. Тебе не дано свести с неба дождь и оросить поля праведных и неправедных: но ты можешь оросить слезой сострадательной любви иссохшее от скорби сердце невинного страдальца, или сжигаемое раскаянием сердце грешника: и вот ты подражатель Богу, Который дождит на праведных и неправедных. — “Никогда, говорит блаж. Августин, не будь доволен собой; все прибавляй, все иди вперед. Если же скажешь: довольно, то ты погиб.” — Какое воистину дивное Божественное учение! Как оно отвечает на все запросы человеческого сердца! Воистину здесь глаголет не человек, а Сам Бог-Сердцеведец... http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/evangelie_matfeia_ep_mefody_1.htm О сопротивлении злу силой в православной традиции Вопрос: Могли ли Ослябя и Пересвет, будучи иноками, браться за оружие и убивать? Ведь это противоречит многим апостольским правилам. Александр Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Монашество возникло через два с половиной века после святых апостолов, поэтому они не дали никаких предписаний о монашеской жизни. Принимающий монашеский постриг дает три обета: целомудрия, нестяжания и послушания. Святые отцы-основатели монашества не установили обета «не браться за оружие». Что касается заповеди не убий (Исх. 20: 13; Втор. 5: 17), то она общая как для мирян, так и для монахов. Господь наш Иисус Христос, заключив Новый Завет, подтвердил эту заповедь (Мф. 19: 18). Только священнослужителям, поскольку они приносят бескровную жертву, каноны безусловно запрещают всякое убийство и даже просто пролитие крови (Номоканон при Большом Требнике. Ст. 132). Ясно, что заповедь не убий запрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку, и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но когда зло укореняется и является опасным для многих, оно не должно оставаться безнаказанным. Выше всех заповедей стоит заповедь любить Бога и ближнего. Должны ли люди, живущие в христианском отечестве, защищать своих людей (женщин, детей, больных и т. д.), святыни и вообще свою землю от всех желающих напасть и ограбить ее? Если да, то как это реально сделать, не убивая вооруженных насильников? Конечно, монах не должен хранить оружие или носить его, и тем более применять, когда речь идет о его безопасности. Это противоречит духу монашеского делания и традиции. Он вверяет себя в руки Божии. Многие древние монахи селились в необитаемых местах, где всегда была опасность нападения разбойников. Например, преподобный Харитон Исповедник был схвачен разбойниками. Но если какой-нибудь убийца хочет сделать зло ближнему, то не только мирской человек, но и монах должен проявить жертвенную любовь и защищать его. Тем более если опасность грозит христианскому отечеству со всеми его людьми и святынями. Это не отвлеченное утверждение. История дает нам примеры этому. В 976 году правитель восточных областей Византийской империи Варда Склир поднял мятеж и, захватив столицу, угрожал императорской семье. Царица Зоя послала письмо к преподобному Афанасию Афонскому, в монастыре которого подвизался известный грузинский военачальник Торникий, происходивший из рода эриставов (князей) Ксанских. Она писала: «Ныне молим вашу святость: помогите нам вашей силой и мужеством одолеть врага и освободить столицу». Торникий отказывался на том основании, что он монах. Но великий наставник монахов преподобный Афанасий сказал ему: «Мы все дети одного отечества и обязаны защищать его. Наша обязанность – ограждать отечество от врагов молитвами. Но если верховная власть признает нужным употребить на пользу общую и руки наши и грудь, мы беспрекословно должны повиноваться… Если ты не послушаешь царя, то будешь отвечать за кровь твоих соотечественников, которых ты не хотел спасти, и за разорение храмов Божиих…». Царь южной Грузии Давид († 1001) вручил Торникию отборное войско в 12 тысяч человек. Торникий, напутствуемый общими молитвами и благословениями, сел на корабль со всем войском в гавани Трапезунда и отправился сражаться против Варды Склира. В скором времени произошла ожесточенная битва на равнине, омываемой рекой Галисом, в Малой Азии. Торникий силой Христовой победил неприятеля и гнал его до пределов Персии, взял в плен знатных вельмож, державших сторону изменника, восстановил законную власть на всем Востоке и водворил мир в империи. Исполнив долг, Торникий вернулся в свою обитель. Можно привести пример из нашей отечественной истории. 23 сентября 1608 года, за два дня до праздника преподобного Сергия, поляки во главе с Сапегой и Лисовским явились под стенами Троице-Сергиевой обители. Главным источником сведений об осаде, продолжавшейся почти 16 месяцев, является сказание, принадлежащее келарю Троицкого монастыря (с 1608 по 1620 год) Авраамию Палицыну. Согласно его описанию, в обороне участвовали не только воины гарнизона, расположенного в монастыре, но и монахи. Историк Е.Е. Голубинский пишет: «Воеводы князь Долгорукий и Голохвастов совместно с архимандритом Иоасафом и соборными старцами привели всех (воеводы, начав с самих себя) у раки преподобного Сергия к крестному целованию, из дворян и из монахов выбрали голов, или начальников, разделили между ними монастырские стены, и башни, и ворота, чтобы всякий из них знал свой участок и свое место и заботился обо всем, что нужно для обороны; чтобы производили они пальбу по осаждающим из стенной артиллерии, а со стены не сходили ни для какой другой службы» («Пребодобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра». Ч. 2. Гл. 13.). Авраамий Палицын, подводя итоги обороны, называет 297 монахов, которых лишилась братия. Е.Е. Голубинский пишет, что «нельзя думать, чтобы все эти 297 человек были способные носить оружие». Некоторые погибли во время бомбежек. Преподобные Александр Пересвет и Андрей Осляба монашеских обетов не нарушили, а напротив, исполнили обет послушания преподобному Сергию, своему игумену. http://www.pravoslavie.ru/answers/080527123754 2)Святой великомученик Меркурий, скиф по происхождению, служил воином в римской армии. Нечестивые императоры Декий (249 - 251) и Валериан (253 - 259) издали закон, повелевавший всем римским гражданам поклоняться языческим богам и осуждавший на смерть христиан. В это время на Римскую империю напали варвары, и император Декий выступил в поход с большим войском. В одном из сражений святому Меркурию явился Ангел Господень и подал ему меч со словами: "Не бойся, смело иди на врагов. Когда победишь, не забудь Господа Бога твоего". С этим мечом святой воин прошел сквозь варварские полчища, уничтожил множество врагов и убил самого царя варваров, обеспечив победу римлянам. Благодарный император щедро наградил святого Меркурия за храбрость и сделал его военачальником. Святому воину, получившему великие почести и богатство, вновь явился Ангел Господень, напоминая ему, Кем была дарована победа, и призывая к служению Господу. Святой Меркурий вспомнил, что и отец его, Гордиан, исповедовал христианскую веру, крестился и всей душой устремился ко Христу. Он отказался участвовать в торжественном жертвоприношении языческим богам и был призван к грозному императору. Открыто назвав себя христианином, Меркурий бросил к ногам императора воинский пояс и мантию и отказался от всех почестей. В темнице святому Меркурию снова явился Ангел Господень, укрепил его и призвал мужественно претерпеть все страдания за Христа. http://days.pravoslavie.ru/Life/life3217.htm 3)Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя. Святой воин тайно вел подвижническую жизнь - был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. В 1239 году полчища татар, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед чудотворным образом Божией Матери, услышал глас Небесной Владычицы, повелевшей ему разыскать святого воина и сказать ему: "Меркурий! Иди к брани военной, Владычица зовет тебя". Воин пришел в собор и сам услышал глас Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь http://days.pravoslavie.ru/Life/life3219.htm

Борисъ: Эк Вас разобрало! Зачем подтверждать многократно то, что очевидно? Вам слов Господа Бога недостаточно?

Medium: Борисъ пишет: Эк Вас разобрало! для себя старался, и для людей...



полная версия страницы