Форум » Русский взгляд » Иезуиты в России. » Ответить

Иезуиты в России.

Андрей: Если кто читал «Детство» Горького, наверняка обратил внимание на то, какими «последними» словами ругаются родственники Алеши Пешкова – причем самые последние слова: «езуит» и «фармазон», то есть иезуит и франкмасон. Заметим, о конспирологических теориях тогда речи не шло, тем не менее, слава у масонов и иезуитов была соответствующая. И немудрено – ни один монашеский католический орден не совратил столько православных, сколько иезуиты. Кроме того, иезуиты всегда отличались железной дисциплиной, лживостью, неразборчивостью в средствах (вплоть до убийств «врагов Папы»),. Орден иезуитов принял самое деятельное участие в европейской политике – в том числе в России, в расчете не мытьем, так катаньем водворить в ней католичество. Правда, преуспели они только на Зап. Руси, особенно в Белоруссии. В Восточной дела у них шли хуже – ни попытки усадить на русский престол своего ставленника Лжедмитрия, ни хлопоты об Унии Речи Посполитой и Русского государства ни к чему не привели, только еще больше разожгли в русских ненависть к «латинству». Даже Петр I, открывший двери всем иностранцам любых вер (кроме жидов), в конце концов иезуитов выгнал. Тем любопытнее, что когда Орден иезуитов своими неприглядными делами отвратил от себя даже главу костела – Папу Римского, единственной страной, где иезуиты продолжали существовать была … Россия. В 1773 году издана булла папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и прекращении его существования. Императрица Екатерина II отказалась признать ее и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В 1779 году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила императрица Екатерина II. В 1782 году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария — ректора Полоцкой коллегии С. Черневича. Иезуитам по высочайшему повелению предписано подчиняться архиепископу Могилевскому. В 1800 году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с 1802 года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей. В 1801 году по личной просьбе императора Павла I папа разрешил пребывание иезуитов в России. В том же году иезуитом было разрешено проживать в Петербурге, где им передали церковь Святой Екатерины (приход с 10 тысячами верующих), учредили школу для детей прихода Святой Екатерины под названием «Петербургский коллегиум Святого Павла» (позднее «Дворянский коллегиум»). В разное время в кол-легиуме обучались представители семей Голициных, Строгановых, Барятинских, Прозоровских, Гагариных, Вяземских и др. В 1803—1817 году в России находился посланник Сардинского королевства иезуит граф Ж. де Местр, который имел некоторое влияние на императора Александра I. В 1812 году по инициативе Александра I Полоцкая коллегия иезуитов преобразована в академию, получила права университета и руководство всеми иезуитскими школами в Белоруссии. В период правления императора Александра I иезуиты развернули широкую миссионерскую деятельность в России. Иезуитские миссии были учреждены в Астрахани, Одессе, Сибири. В1814—1815 годах обращения в католицизм участились, особенно после официального восстановления ордена в 1814 году. Усилились протесты православного духовенства против деятельности иезуитов в России. Генерал ордена иезуитов Т. Бжозовский отклонил предложения обер-прокурора Синода А.Н. Голицина присоединиться к Библейскому обществу после обнародования послания папы, где осуждалась деятельность общества. 20.12.1815 года, после обращения в католичество племянника Голицина, был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы. А в 1820 году, после смерти Бжозовского, по представлению министра духовных дел и народного просвещения Голицина император Александр 1 принял решение об окончательном изгнании ордена иезуитов из России. Местным властям предписывалось — «иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию». Упразднялись иезуитские коллегии и академии, конфисковывалось их имущество, библиотеки, земельные владения и др. Иезуитам было предписано либо выйти из ордена, либо покинуть страну. После 25.03.1820, когда указы о роспуске ордена в пределах Российской империи были оглашены в Витебске, Полоцке, Могилеве, Орше и других городах, около 200 иезуитов были высланы из России. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1896). Сегодня орден иезуитов свободно действует в РФ, Белоруссии, на Украине.

Ответов - 4

Виктор: Андрей пишет: Сегодня орден иезуитов свободно действует в РФ, Белоруссии, на Украине. А где ещё? И каково сейчас положение иезуитов в мире?

Орешник: Андрей пишет: недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и <...> не впускать в Россию Замечательное выражение! Вот бы сейчас принимались такие решения.

Андрей: Орешник пишет: Замечательное выражение! Вот бы сейчас принимались такие решения. Когда это замечательное время настанет вновь? ...Возможно,в течении ближайших десяти лет.Виктор пишет: А где ещё? И каково сейчас положение иезуитов в мире? Судя по всему,достаточно для них обнадеживающее.


Маховик: В одной книжке про иезуитов, которую я просматривал несколько лет назад, говорилось, что иезуиты основали Одесский университет (1865 г.). Иезуитов высоко ценил Владимир Ильич. Он говорил, что дай ему организацию революционеров с дисциплиной как у ранних иезуитов, мировая революция была бы сделана в кратчайшие сроки.



полная версия страницы