Форум » Русский взгляд » Батюшкина Пасха. » Ответить

Батюшкина Пасха.

Чистотел: "УДАР В КОЛОКОЛА" худ. П. Рыженко Сегодня вечером ПАСХА. Всю неделю на Страстной служили, и вот наконец-то начали прибираться. Батюшка вышел на середину двора, мысленно засучил рукава, отдал распоряжения работникам, сел в машину и уехал. Работа закипела: доски за железный гараж заложили, старый, большой вентилятор туда уже не влез, попробовали на крышу столярки – видно. Временно отнесли в огород соседа – получилось хорошо. Затем всё подчистили, подмазали, подскребли. Землю пограбили, оторвали макушки от вмерзших бумажек. Вроде и всё - чисто. Заходим в храм. Окна моют всё те же три ежегодные активистки. Тётя Наташа уверенной профессиональной рукой утюжит красные покровцы на аналои. То Лёха, то Саня снуют с вёдрами – к женщинам с чистой водой, от женщин с грязной. Батюшка с неподдельной нежностью расставляет в вазы букеты. Если бы окружающие знали, как пять часов назад, движимый эстетическим рвением, он носился по городским состоятельным знакомым, выпрашивая деньги «НА ЦВЕТЫ ДЛЯ ХРАМА». Как два часа назад он умудрился собрать вокруг себя всех сочувствующих продавцов центрального рынка. И церковные букеты стали их сердечной болью. Как оказалось, люди отзывчивые, они на перебой предлагали каллы вперемешку c гвоздиками и веточками какой-то дорогой зелени. Убеждали, что именно у них несколько священников уже покупали сегодня именно такие цветы. Растроганный батюшка с чувством ещё не осознанного смущения выложил круглую сумму. И вот драгоценные стебли размещены в вазы разного калибра и степени изношенности. Нерукотворная природа вмиг преобразила окружающее творение руки человеческой. Усталый, но с удовлетворённой настоятельской совестью настоятель пошёл немного поспать домой. Да, да, именно поспать, и именно в четыре часа дня. Шёл и повторял, как заклинание, служба в одиннадцать, на исповедь придут к шести, надо поспать, а то …Конец этой фразы утонул во свете спящей православной души. И уже через миг: «Батюшка, вставай, уже шестой час». Тихий сонный голос простонал: «Да, да, сейчас…» Матушкин заботливый: «Я тебе уже на стол ставлю». Эти слова придали постовым мышцам некоторую силу и возможность подняться. Батюшка сосредоточенно потребил из тарелки всё то, что называется в греческих уставных книгах «СУХОЯДЕНИЕМ», а попросту варёной картошки с квашеной капустой. Вторично помолился, как-то особенно, вдумчиво, с осознанием предстоящего суточного подвига. Проговорил: «Ну, начнем». Поверх выходных брюк и рубашки надел длиннополый подрясник; поверх рясу, перекрестившись и поцеловав наперсный крест, сверху водрузил скуфью, снизу туфли. Готовый батюшка, но только в плаще вышел из дома. Перед дверью храма трижды образцово перекрестился, внутренне глубоко вздохнул и резко выдохнул: «Началось» и шагнул в храм. «НАЧАЛОСЬ» Пока крестился у двери, успел заметить, как в храме красиво и чисто по-особенному. Пасхальным ветерком повеяло на душе. «Батюшка, с праздником!» «Батюшка, куда аналой поставить?» «Батюшка, а кто будет «Апостол» читать?» «Батюшка, тут человек приходил, спрашивает: «На Пасху можно покреститься?» «Батюшка, яйца когда будете освещать?» - раздалось со всех сторон. Батюшка безмолвно прошёл сквозь собрание людей и трижды земно склонился перед плащаницей. Затем, выпрямившись во весь рост и повернувшись к людям, просто сказал: «Здравствуйте, дорогие мои! И вас с праздником. Поставь справа возле Ильиной иконы. Пусть Саша начинает. Нет, крещения не будет. Немного позднее…». Батюшка стал медленно продвигаться в сторону гардероба, непрерывно благословляя подставленные лодочками руки. «Батюшка с праздником!» «Христос Воскресе!» «С праздником, с праздником, только с наступающим, а пока ещё «Господи помилуй» -продолжает продвигаться батюшка. По прошествии времени священник попал в алтарь. В алтаре всё было парчовокрасное, сквозь решётку семисвечника красовались чудные каллы с гвоздиками. Кадила и монокирий сверкали софриновским блеском. «Батюшка, благословите» - это подошёл отец дьякон. «Батюшка, благословите» - подошёл алтарник. Священник снял плечики с облачением; вытянул епитрахиль, перекрестил, поцеловал на ней вышитый крестик, надел на шею; также и поручи, каждую на свою руку. Взял маленькие крест и Евангелие с престола. «Пойду исповедовать» - сказал уже на ходу. «ПОЙДУ ИСПОВЕДОВАТЬ» В храме потихоньку стал прибывать народ. Прибывали группами, в основном по количеству мест в машине. Причём мужчины–водители в основном оставались нервно курить в машине либо в радиусе метра от неё. Возможно, причиной их дискомфорта послужила трёхчасовая просьба жён войти в храм. Настоятель накануне объявлял: «Приезжайте к шести, а потом снова домой до одиннадцати». Пришли коренные храмовые бабушки и иже с ними внуки, племянники. Отдельно приезжающая молодёжь. Парами, группами. Потихоньку образовалась очередь. Люди по одному подходят к бастиончику в углу, состоящему из аналоя и батюшки. Справка: Что такое аналой? Аналой – это табуретка до середины живота, у которой верхняя крышка под углом сорок пять градусов. Кто такой батюшка? Батюшка – это простой человек, только обременённый благодатью священства. Итак, кто–то один решительный направлялся к месту исповеди, на полпути резко останавливался, поворачивался на сто восемьдесят градусов и делал примирительный поясной поклон перед невидимым «БЛИЖНИМ», и так же решительно продолжал путь дальше. Справка: Кто такой ближний? Ближний – это человек, стоящий сейчас перед тобой (или сбоку). Исповедь проходила всегда по-разному: с кем-то батюшка разговаривал недолго. В результате кающийся размещал свою голову между Книгой-Евангелие и епитрахилью батюшки. Справка: Что такое епитрахиль батюшки? С виду - это широкая полоса цветной ткани от шеи батюшки до его колен (слово заморское, греческое). Получал над главой разрешительную молитву, обновленный и довольный шествовал восвояси. Но с кем-то общался долго и упорно, активно жестикулируя, в чём-то убеждая, разочаровываясь. И такой отходил с вмятиной на лбу от рельефного Евангелия и чем-то хорошим в душе. Так продолжалось очень долго. Люди из очереди убывали по одному, а прибывали по пять. Прошёл седьмой час, минул восьмой и девятый, десятый, одиннадцатый – очередь убывала незаметно для глаза. Всё это время в центре храма два парня по очереди посаженными связками кричали «Книгу Деяний Святых Апостолов». Так как ничего интересного для прихожан в храме не происходило, то люди тихонько, вполголоса стали переговариваться. От шёпота пятисот человек загудели стены храма. А вот появились люди, далёкие от церковно-исторических событий, но нуждающиеся в куличах и яйцах именно освящённых. Оные были размещены в конце храма на длинном, длинном столе. И то, что творилось на этом столе, возможно описать лишь словами, несущими приятное послевкусие на языке. Все пакеты были раскрыты и подвёрнуты. Из пакета возвышались: куличи, пасхи, бутылки с вином. Кстати, многие из благочестивого народа искренне считают, что пасха – это сдобный хлеб, облитый глазурью, а сам праздник Пасха – это то, где этот хлеб освящают. И поэтому, как только святая вода коснётся этого хлеба, праздник совершился и можно идти домой. Справка: Пасха – это прессованный творог с изюмом в виде маленькой египетской пирамиды. А сдобный хлеб, облитый глазурью, – это кулич. Алтарник уже в который раз показывал батюшке жестами, что пора начинать службу, но по невероятной случайности на исповедь подошёл человек, который стал каяться за всю жизнь, причём по дням. Батюшкины борения между долгом и состраданием закончились консенсусом – кающемуся человеку удалось оторваться от батюшкиной жилетки (т.е. епитрахили). Батюшка, попросив прощения у народа за то, что не успел поисповедовать всех, пошёл начинать богослужение. «БОГОСЛУЖЕНИЕ» Батюшка ворвался в алтарь, на ходу отдавая распоряжения алтарнику: «Саша, заряжай кадило, на середину храма, к плащанице». Уверенным движением руки священника пронесли по орбите раструб фелони и водрузили её на плечи. Справка: Что такое фелонь? Это то, что на батюшке выглядит, как конус со срезанным наискось верхом, и из полученного среза обычно смотрит намоленное батюшкино лицо. Священицкая служба началась на середине храма, это был умилительный канон «ПЛАЧ БОГОРОДИЦЫ». Батюшка громко и с выражением читал слова канона, стараясь в каждое слово вложить сердце. Передние ряды молитвенно сопереживали пасторскому гласу, но по мере удаления к периферии храма душевные лампадки притухали, а кто-то и вовсе забыл подлить туда маслица. Но вот - последние молитвы и плащаница, водружённая на главу настоятеля, внесена в алтарь через «ЦАРСКИЕ ВРАТА». Справка: «ЦАРСКИЕ ВРАТА» - врата в иконостасе с двумя створками (одни и по центру). Врата заперты, гроб запечатан. Справка: Почему гроб? Зачем запечатан? Читайте чаще Евангелие. В храме воцарилась ожидательная пауза. Все ожидали самого яркого события пасхального вечера. События, ради которого ДАЖЕ молодёжь невоцерковлённая откладывает танцевально-развлекательные мероприятия, заранее готовит безгрешную душу к духовным переживаниям: Для Всенощного бдения закупаются сигареты, для возбуждения возвышенных чувств - спиртные напитки, и идёт в церковь на Пасху смотреть «КРЕСТНЫЙ ХОД». Итак – «КРЕСТНЫЙ ХОД». «КРЕСТНЫЙ ХОД» В алтаре тишина. По храму засуетились люди. Выстроились избранные в церковных облачениях с хоругвями и иконами в руках. Все взоры устремились в сторону алтаря. Где-то далеко в глубине, за алтарной перегородкой раздалось тихое пение священнослужителей: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесе…». Открылась занавесь катапитасмы, и снова, но громче и уверенней зазвучало: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы…». Открылись Царские врата, и в третий раз, но уже в полную силу тоже песнопение. Когда открылись Царские врата, из них торжественно, медленно ступая, вышел батюшка, вооружённый трикирием (крестом с тремя свечами). Колонну возглавил алтарник с фонарем на шесте, за ним проследовали двое мужчин с хоругвями, бабушки, старики с иконами – в общем люди, стяжавшие доверие прихода. Далее дьякон с дымящимся кадилом и, наконец, сам Отец настоятель с трикирием. За священицкой спиной стайка девушек клирошанок с нотными листочками в руках. Все христиане потянулись за выходящим из храма ядром прихода. Прошло пять, десять минут, а люди всё продолжали тянуться. Если окинуть всю процессию с высоты печной трубы, то стороннему взгляду откроется дивное зрелище – в полной тишине ночи звучит приглушённое пение не менее пятисот человек, текучая река из огоньков по кругу движется сквозь двор храма, каждый огонёк создаёт перед человеком светлую келейку, всё это нахлынуло к закрытым дверям храма, вернее, к дверям, из которых степенным строем продолжали выходить прихожане. Но так как двери храма должны быть символически закрыты, то два добрых молодца перекрыли шествие смыканием врат. И как говорится: «Кто не успел, то остался внутри (в данном случае во гробе)». И так «все апостолы и жены мироносицы прибыли к затворенным дверям Гроба Господня». Тишина - торжественная пауза. Иерей Бога Всевышнего властью, ему данной, кадилом начертывая в воздухе крестное знамение, провозглашает: «Слава Святей Единосущной Животворящей и нераздельной Троице всегда, ныне и присно и вовеки веков. Аминь». Прозвучало как ожидаемый гром – все ждали, но все равно потрясло. Священник выпускал в небо богослужебные возгласы и в ответ получал трепетное пение клирошанок: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ….». Придверное действие достигает кульминации – иерей, осеняя присутствующих крестом, радостным криком сообщает: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ»!!! Все божьи души подтвердили громовым: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ»!!! Это можно сравнить разве с ответом команды авианосца: «Здравия желаем, товарищ адмирал флота» адмиралу флота. И так трижды волна прокатилась по ночной деревне. Ворота храма отворились руками оставшегося внутри старосты. И всё те же, но только преображённые, христианские души устремились в Божий Ковчег. Процесс возвращения длился минут тридцать. Возбужденные насельники долго не могли прийти в себя. Кто-то прятал огарок свечи в облитую воском бумажку, кто-то, не догадавшийся взять бумажку, отскребал с рукава капли воска - одним словом приход постепенно приходил в богослужебную гармонию. А тем временем радостные пасхальные песнопения лились с балконной высоты. В храме произошло знаменательное событие – воодушевлённые крестным ходом порог храма пересекли мужчины-водители и любопытствующая молодёжь. В запах курящегося ладана вплёлся перегар и запах табака. Некоторые женщины, стоящие в храме, обернулись к дверям и, увидав родные лица, прошептали: «Ну вот, другое дело». Но их чаянья не оправдались – ровно через минуту родные лица покинули стены храма. Богослужение шло своим чередом. Девушки с клироса пели радостный пасхальный канон. Справка: Клирос – это сообщество людей, обычно прихожанок, хоть немного умеющих петь. Сообщество, объединенное целью служить Господу и взогретое просьбой настоятеля: «Сёстры, ну кто-то же должен петь». Для непосвящённого прихожанина это одно из самых нескучных мест богослужения – через Царские Врата раз за разом выходит священник с кадилом и громко провозглашает: « ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!» И каждый раз получает громовое: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!» Ведь каждый, хоть и неосознанно, вкладывает в эту фразу эмоциональный заряд и всю силу связок. А как же НАШ БАТЮШКА? Батюшка ощущал себя молитвенно руководящим нервом, над которым нависла личная Пасха тысячи человек. Разум умело вёл годами отчеканенное руководство богослужения, сердце всеми силами старалось соответствовать, голодный желудок, слипающиеся от сна глаза и изнывающие ноги собраны в волевой кулак. Праздник продолжал уверенно двигаться во времени. Служба под названием «Утреня» подошла к концу. Священник вышел на амвон, на амвон поставил аналой, на аналой торжественно положил алую позолоченную папку, вопросительные глаза всех устремились на Батюшку. Батюшка торжественно обвёл своими добрыми глазами зал и… начал читать ежегодное послание Святейшего Патриарха. Несмотря на усилия оратора, слушатели, непривыкшие к литературной речи, поняли лишь одно – их поздравили. Но так как поздравление было продолжительным, строй прихожан стал напоминать войско Дмитрия Донского после битвы на Куликовом поле. И вот наконец всех ожидала долгожданная награда – из алтаря снова вышел Батюшка и объявил: «Сейчас будет перерыв около часа, и я начну освещать куличи и яйца». Далее в храме произошло ЧУДО!!! - в изнеможенных глазах прихожан загорелся огонь целеустремлённой жизни. Но и этого мало – в течение считанных секунд всё собрание исчезло из молитвенного зала и материализовалось в трапезной вокруг столов с продуктами, принесенными для ОСВЯЩЕНИЯ. Освящение началось. ОСВЯЩЕНИЕ. Перед столом появился Батюшка. В одной руке он держал кропило (Справка: Кропило – это наподобие кисточки для побелки (из ковыля), только с деревянной ручкой. Если коротко, это то, чем Батюшка разбрызгивает святую воду), а в другой чаша с водой. За ним шёл алтарник и нёс в ведре воду на подливку. Народ не только особо не потеснился, но и впился глазами в кончик кропила. Батюшка старался тщательно пролить содержимое каждого пакетика, каждого блюда, каждой баночки, потратил два с половиной ведра Святой воды. Но как только он закончил, подошли люди и вкрадчиво заметили: «Батюшка, Вы на наши куличи ещё водичкой побрызгайте, нам кажется, на них не попало». Батюшка пытается объяснить, что освящает Господь и что не имеет значения, сколько воды… Люди же смотрят понимающими глазами и также вкрадчиво повторяют: «А вы побрызгайте». Батюшка «добрызгал». Староста сообщил: «Батюшка, здесь ещё люди пришли, освятите». Пока Батюшка пробирался сквозь толпу, со всех сторон раздавалось: «Батюшка, а на нас побрызгайте». «Батюшка, на нас!» «Нас побрызгайте!» Так как священник совершал чин на освящение яиц и млека загустевшего, то он спросил: «Так по какому чину вас освещать, как яйца или творог?» Поступили различные шутливые предложения, особенно от мужской половины. Батюшка поднял кропило, и святая вода полетела в благодарные лица прихожан. К концу отведённого часа всё принесённое для освящения было освящено. Священник ушёл в алтарь. ЛИТУРГИЯ Начинался последний отрезок ночного бдения. Часть молитвенно предстоящих людей, получив намоленные и освящённые Батюшкой приношения, с чувством выполненного долга устремилась через узкие церковные двери назад в мир грешный. Оставшееся собрание можно смело назвать ИЗБРАННЫМ из сонма званных. Людей много и разных, но всё заматерелых сорока девятью днями Великого поста, не сломимых ни сном, ни дрожью ног, ни позывами желудка - впереди ПАСХАЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ. Усталые, но воодушевлённые, как марафонцы перед финишным рывком, христиане стояли теперь с одной целью – ВСТРЕЧИ С БОГОМ. Устало, но упёрто литургия продолжала литься с балконной высоты. Вот момент, ради которого собственно и шла вся эта долгая служба. Распахнулись Царские Врата, и из них вышел дьякон с Чашей, в которой находилась главная Драгоценность – СВЯТЫЕ ДАРЫ. Справка: СВЯТЫЕ ДАРЫ – это Тело и Кровь Христовы. А ПРИЧАСТИЕ - это когда Батюшка кормит с ложечки людей Святыми Дарами. Как это может быть? Прежде чем браться за интегралы изучите, пожалуйста, таблицу умножения. А пока примите на веру. За дьяконом медленно шествовал священник. Началось причастие. Каждый причащающийся подходил к таинству как к сдаче экзамена, к которому готовился последние два месяца и отходил со своей маленькой радостью вселенского масштаба. Служба подходила к концу. Храм пустел. Батюшка вышел из алтаря, сел на ступеньки солеи. Тут же подбежали прихожане. «Батюшка, можно с вами сфотографироваться»… «Батюшка, а можно…» Батюшка усталый брёл из Храма домой. Взглянул на часы: «Ух ты, уже пятый час, спать, спать». Матушка встретила сонными глазами: «Дети спят. Будешь кушать? Мы с дочками давно всё приготовили, они не дождались, уснули». «Да, матушка, конечно,… сейчас чуть-чуть присяду»… Матушка стала снимать с плиты праздничное блюдо. «Батюшка, расскажи, а как прошла…» Батюшка спал, сидя в кресле, глубоким пасхальным сном. Матушка накрыла мужа теплым пледом и стала убирать со стола. Священник Александр Маликов.

Ответов - 4

Крушедол: Хороший рассказ, словно заново Пасху встретила. Очень удачный рассказ для Воскресных школ. Спасибо. А есть ещё?

ПушистиК: Красивая история! А у нас в приходе после Литургии еще и трапеза всегда бывает! Малые дружинники обычно что-то организуют - общину порадовать: споют, сыграют, игру устроют. А меня, между тем, в этом году уже полноправным оьбщинником приняли, Крест на крестном ходе нести доверили. Раньше еще дружинником числился (задним числом) и трапезничал в смежном зале, с младшими.

Чистотел: Крушедол пишет: Хороший рассказ, словно заново Пасху встретила. Очень удачный рассказ для Воскресных школ. Спасибо. А есть ещё? Постараюсь опубликовывать подобные материалы почаще, уважаемая Крушедол.


Крушедол: Чистотел пишет: Постараюсь опубликовывать подобные материалы почаще, уважаемая Крушедол. Спасибо. Очень полезно в такой интересной и доходчивой форме рассказывать о православии невоцерковленным.



полная версия страницы