Форум » Славянский Форум » Русины, их разновидности, происхождение, история, вероисповедание, самоидентификация и др. » Ответить

Русины, их разновидности, происхождение, история, вероисповедание, самоидентификация и др.

Вячеслав: Хотелось бы уделить внимание на нашем форуме русинам, их разновидностям, происхождению, самосознанию и другим вопросам. Посмотрим, что нам говорит Википедия "Русины населяют Закарпатскую область Украины, Восточную Словакию (северо-восток Прешовского края) и часть польских Бескидов; некоторая их часть проживает в странах, куда они переселились на протяжении последних нескольких столетий - Венгрии, Сербии (Воеводина, где их язык признан одним из официальных языков края), Хорватии, США, Канаде, России. Помимо самоназваний "русины" и "руснаки", другими народами русины также называются как угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены. Русинское население Закарпатья делится по этнографическим признакам на несколько подгрупп - это лемки, бойки, гуцулы, верховинцы и долиняне (хайнали). По украинской переписи населения 2001 года, в Закарпатской области было зарегистрировано 10 069 русинов (по мнению руководителей русинских лидеров, эти данные были сфальсифицированы). Перепись 2002 года в Польше - 5 863 лемков (подгруппа русинов), перепись 2002 года в Воеводине - 15 626 русинов, перепись 2001 года в Венгрии 2 079 человек. Перепись 2001 в Словакии зафиксировала 24 201 русинов. Наиболее высокая концентрация русинского и украинского (по выбранным во время переписи национальностям) населения наблюдается в районах Медзилаборце и Свидник. Русинское население Словакии сосредоточено главным образом в деревнях в горных массивах Спишска Магура, Левочске Врхи, Чергов, Низкие Бескиды, Сланске Врхи, Вигорлат, Буковске Врхи. Как этноним слово русин в письменных источниках впервые встречается в Повести временных лет встречается также в договорах Олега с греками 911 г. (упоминается 7 раз) и Игоря 945 г. (упоминается 6 раз), договорах Смоленска с немцами, и позже употребляется как этноним в Галицко-Волынском княжестве, Великом Литовском княжестве, было польским названием украинцев и белорусов в XIII-XX веках, самоназванием частей этих народов в в XIII-XIX столетиях.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

Вячеслав: "Въ 1848 роц? вопрошали насъ, що мы? Мы сказали, що мы всесмиренн?йшіи Ruthenen (Господи! Если бы праотцы наши узнали, що мы сами прозвали себе тымъ именемъ, якимъ окрестили насъ во время гоненія наши найлют?йшіи вороги, они въ гробахъ зашевелили-бъ ся.) [...] А може вы русскіи? допрошалъ насъ Стадіонъ. Мы кляли душу-т?ло, що мы не русскіи, не Russen, но що мы таки соб? Ruthenen, що границя наша на Збруч?, що мы отвращаемся отъ такъ званыхъ Russen, яко отъ окаянныхъ шизматиковъ, съ которыми ничого вспольного им?ти не хочемъ. Якое ваше письмо? допрошали насъ дал?й. Мы сказали, що письмо наше тое, що въ церковныхъ книгахъ, и знову кляли душу-т?ло отъ гражданки [...], которой мы отрицаемся, яко чужой. Бо тогды настрашилибы ся насъ были, щобы мы, связаны исторіею тысячил?тною, обрядомъ церковнымъ, языкомъ и литературою съ великимъ русскимъ народомъ, не забагли коли отъ Австріи оторватися, и не были насъ допустили до свободъ конституційныхъ, были бы насъ слабенькихъ тогды придушили, щобысьмо и не дыхнули дыханьемъ русскимъ." "Слово", 1866

Борисъ: Вячеслав пишет: ну... это не точная информация Зато эта информация абсолютно точная. В 1946 году у русин было 2 выбора: или писаться в новых совдеповских паспортах украинцами или ехать убирать снег в Сибири.

Вячеслав: -Одно знаю точно -- русины никогда не считали себя "украинцами". -ну... это не точная информация - Зато эта информация абсолютно точная. В 1946 году у русин было 2 выбора: или писаться в новых совдеповских паспортах украинцами или ехать убирать снег в Сибири. сейчас-то им никто не мешает во всяком случае записываться русинами и в ответе на Ваш пост Одно знаю точно -- русины никогда не считали себя "украинцами". я привел тому современные примеры.


Маховик: Петро РУСИН, кандидат философских наук, Ровно «Я русин был, есмь и буду...» Полный текст статьи. Некторые цитаты : <...> Решил включиться в дебаты и я, на что дает мне право мой жизненный опыт: и возраст — истекает восьмой десяток, и на свет явился что ни на есть в самом западном украинском крае — Закарпатье. До того как стать советским гражданином, я успел побывать гражданином буржуазной Чехословакии, а с марта 1939-го по 24 октября 1944-го — полуфашистской Венгрии. После освобождения края Красной армией съезд Народных комитетов Закарпатья (26 ноября 1944 г.) принял Манифест о воссоединении Закарпатья с Советской Украиной. В нем был определен и наш официальный политический девиз того времени: «Да здравствует воссоединение Закарпатской Украины с Советской Украиной!» Документ поддержало большинство местного населения — это был первый в моей жизни народный референдум. <...> Итак, будучи частью Чехословакии, мы не испытывали со стороны государства притеснений ни по национальному, ни по религиозному признаку. Но языковой вопрос был... крайне запутан. И обвинить в этом нельзя никого, даже самих русинов. Ведь коренное население невероятно пестро в этнографическом смысле, т. е. группы его отличаются друг от друга диалектами, обычаями, одеждой, культурой быта. Связано это с особенностями заселения, расселения края и крайне ограниченными в прошлом социальными связями жителей его мини-регионов. <...> Вот это обилие диалектов и говоров и стало, увы, причиной языкового раздрая в моем родном Закарпатье. Уже в чехословацкое время русины имели свои, «руські» школы, но самыми сложными и (боюсь это произнести!) бесполезными были уроки родного языка: ведь его-то, нормированного, у нас и не существовало, а множество диалектов практически невозможно было унифицировать какой-либо единой грамматикой. <...>

Архан: Лемки и Лемковщина. Страницы истории и культуры самой западной Руси Факты: Лемки… Как странно и даже несколько смешно звучит данное слово для великорусского уха. Несмотря на это, лемки — географически наиболее западная группа восточного славянства, территория компактного проживания которой, Лемковщина, или Лемковская Русь, не принадлежала ни Российской империи, ни Советскому Союзу. Лишь на волне временных военных успехов русской армии в Первую мировую войну было объявлено о вхождении Лемковщины в состав России, однако вследствие неблагоприятных исторических обстоятельств политически соединиться с полнотой Руси (Восточной Славии) лемкам так и не было суждено. Вплоть до настоящего времени судьба Лемковщины прочно связана с Польшей. Большинство отечественных и зарубежных исследователей ХІХ — начала ХХ вв. относило лемков к малороссам, одновременно подчеркивая в их культуре как архаические черты, так и сильное влияние западнославянских соседей — словаков и поляков. Вместе с этим, многовековое проживание лемковского племени в иноэтничном окружении лишь укрепило их верность восточному христианству и осознание своей принадлежности к миру Руси. В отличие от других западных групп восточных славян - бойков, гуцулов и др. - самые западные горцы — лемки — особенно упорно сопротивлялись украинофильской идеологии, охватившей соседние с Лемковщиной земли еще во ІІ половине ХІХ в. В литературе применительно к образу жизни лемков нередко можно встретить термин «одрубность», свидетельствующий об их значительной самоизоляции и консерватизме. Практически все XX столетие неоднократно проверялась стойкость лемковских национально-религиозных убеждений. В Первую мировую войну это был концлагерь Талергоф, почти уничтоживший лемковскую интеллигенцию. После окончания Второй мировой на основе советско-польских договоренностей лемки подверглись насильственному выселению с родных земель в УССР. Оставшиеся же были переселены на очищенные от немцев западные земли Польши. Сама Лемковщина была вновь заселена пришлым польским населением. Возвращение, начиная с 50-х гг., нескольких тысяч лемков с западных территорий на родину отчасти изменило ситуацию, однако говорить о компактном лемковском населении на Лемковщине после этого уже не приходится. Многие лемковские семьи, раскинутые по всей Польше, полонизировались. Лишь 80-90-е гг. ХХ в. стали для лемков — как вернувшихся в горы, так и живущих в западной части страны — периодом собственного возрождения. Одновременно лемки, оставшиеся на Украине, не только почти полностью утратили собственную специфику, но и стали своеобразным пропагандистским орудием в целях дальнейшей украинизации Карпатской Руси. Точно определить численность лемков не представляется возможным. Согласно последней переписи населения (2002 г.) в Польше проживает лишь 5900 лемков. Однако в соответствии с аналитическими данными, польскими гражданами является около 60 тысяч людей лемковского происхождения. Еще около 90 тысяч лемков и их потомков живет на Украине (1). Многочисленные потомки лемковских эмигрантов проживают на Американском континенте. Не претендуя на исчерпываемость данного, преимущественно публицистического, очерка, мы постараемся кратко познакомить читателя с основными сведениями о лемковской культуре и нелегким прошлым лемков и Лемковщины. Полный текст:http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=2854276C66D84957B4B82D2954F2B284

AXEL: Живу в Закарпатье, насчет того что русины не считают себя украинцами согласен на все сто!

OK: А кем? Кто им ближе на сегодня?

pil81: Вячеслав пишет: "Аще ты славянин али русин... Исследования генетиков, да и археологов показывают что русский народ сложился из двух восточнославянских народностей. Так вот предполагаю, что славянином в упомянутом древнем законе был прозван житель Новгорода (как известно там расселились словене), а русином - житель Киева. Новгородцы отличались от киевлян не только диалектом языка, но и антропологически (формой черепа, например)

pil81: Вячеслав пишет: "Аще ты славянин али русин... Исследования генетиков, да и археологов показывают что русский народ сложился из двух восточнославянских народностей. Так вот предполагаю, что славянином в упомянутом древнем законе был прозван житель Новгорода (как известно там расселились словене), а русином - житель Киева. Новгородцы отличались от киевлян не только диалектом языка, но и антропологически (формой черепа, например)

Маховик: pil81 пишет: Так вот предполагаю, что славянином в упомянутом древнем законе был прозван житель Новгорода (как известно там расселились словене), а русином - житель Киева Логично. В том смысле, что "упомянутый древний закон" не противоречит истории. . Шучу.



полная версия страницы